Размер шрифта

dosaaf32region.ru

Наш представитель принял участие в работе ММСО-2018

    1Начальник Управления научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества Регионального отделения ДОСААФ России Брянской области Михаил Михайлович Новиков принял участие в работе V Московского международного салона образования (ММСО). 
      Крупнейшее мероприятие в сфере образования России проходило 18-21 апреля 2018 года на территории ВДНХ в павильоне 75. Организаторами выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и др.
      На выставке проходила демонстрация достижений, новых идей и подходов, методик и практик, созданных и апробированных за истекший год. Второй год подряд ММСО проходит под эгидой ЮНЕСКО.
   В первый день работы ММСО прошел совместный форум Министерства образования РФ и Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Форум открыла Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. Во второй день работы ММСО мероприятие посетила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.
 
2 3 4
 
 

КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЕЖДУНАРОДНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Егорушкин Валерий Алексеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ректор, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск, Россия

Коларов Георги Иванов, кандидат политических наук, преподаватель, Экономический университет-Варна, Варна, Республика Болгария

Карелл Фуре Барбара Елена, доктор филологии, профессор, Гаванский университет, Гавана, Республика Куба

Андреев Виктор Вячеславович, председатель Регионального отделения ДОСААФ России Брянской области, Брянск, Россия

Рафиенко Евгений Николаевич, младший научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества Регионального отделения ДОСААФ России Брянской области, Брянск, Россия

Новиков Михаил Михайлович, кандидат сельскохозяйственных наук, начальник отдела международных проектов, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск,  Россия

Савин Алексей Валерьевич, генеральный директор ООО «Филология-Глобус», Брянск, Россия

Аннотация.

Кубинская революция ознаменовала новый этап в историческом развитии региона, она определила содержание будущего политического развития Латинской Америки. Победа Кубинской революции стала возможной благодаря существованию СССР и мировой социалистической системы. Произошло взаимное переплетение советских и кубинских культур, цивилизаций, образа жизни. Русский язык осуществил серьезное наступление в кубинскую образовательную систему. Куба превратилась в самую русскоязычную страну в Латинской Америке.

Ключевые слова.

Русский язык, Республика Куба, революция, сотрудничество, образование, кафедра русского языка, культура. 

Кубинская революция ознаменовала начало нового этапа в историческом развитии региона. Имея в качестве предшественниц Гватемальскую и Боливийскую революции, она прекращает несправедливую социальную практику и определяет в большей степени содержание будущего политического развития Латинской Америки, вплоть до наступления так называемого «левого поворота». Последний надолго поставил крест существованию «заднего подворья» США, разрушая однополюсный мир, появившийся после распада СССР и конца «холодной войны». Идеология Кубинской революции представляет успешный специфический синтез двух идеологий – национально-революционной и ленинской.

Победу Кубинской революции предопределило существование СССР и мировой социалистической системы, которая решительно помешала попыткам США задушить ее и восстановить старый режим. В решающий момент, советское руководство вступилось за Кубу, ставя мир на грань Третьей мировой войны, но не позволило осуществить североамериканское вмешательство.

Кубинская революция, в сущности, принесла настоящую независимость стране – до этого она находилась под фактической опекой США. До нее богатые североамериканцы смотрели на кубинцев как на производителей сахара, рома и сигар, а также как на персонал, который обеспечивает им досуг, во всяком плане и значении этого слова. Поэтому, кубинские патриоты считают, что революция 01.01.1959 года вернула им, прежде всего, национальное достоинство.

Хроника исторических событий развивалась стремительно.

01.01.1959 года диктатор Фулхенсио Батиста бежал в Доминиканскую республику, и потом в Испанию. Дата его бегства отмечается как День победы Кубинской революции. Вслед за ним, в Гавану вошла передовая партизанская колонна, которой командовал Фидель Кастро. Ему помогал Эрнесто Че Гевара – верный боевой соратник. (9 октября 2017 года исполнилось 50 лет со дня смерти Эрнесто Че Гевара. Герой кубинской революции погиб в Боливии: захваченный местными спецслужбами, он был казнен. Его смерть стала трагедией не только для тех, кому были дороги идеалы кубинской революции. Этот красивый, романтичный молодой человек, идеалист, мечтавший о рае на земле после смерти, стал иконой для миллионов. Не все обязательно разделяли его взгляды, но многих трогала его вера, его стремление улучшить жизнь людей. Он по-прежнему остается кумиром для многих молодых людей, которые несут его портрет в беретике со звездой [1]).

Революция спровоцировала сопротивление кубинской олигархии. Она укрепилась в курортном городке Майами, на Флориде. Вашингтон поддерживал организованные иммигрантами в США акции. Дошло до прекращения североамериканских поставок нефти, потом национализации нефтеперерабатывающей промышленности, сокращения покупок кубинского сахара, национализации сахарных заводов и т.д. Противопоставление перешло «красную линию».

К концу 1960 года прекратилась взаимная торговля и была объявлена экономическая блокада. Потом, 02.01.1961 года были разорваны и дипломатические отношения. 15.04.1961 года самолеты США бомбили остров. 16.04.1961 года Фидель Кастро объявил социалистический характер Кубинской революции. 17.04.1961 года около полутора тысячи кубинских эмигрантов вторглись в бухту Кочинос, район Плая Хирон. (Администрация Кенеди могла бы отменить операцию, которую готовило ЦРУ еще при прошлой администрации, но она этого не сделала).

Северо-американские военная авиация и флот пытались обеспечить успех вторжению, однако не спасли интервентов от разгрома. Зато спровоцировали всплеск ненависти в отношении США.

Североамериканские лидеры, монополии и спецслужбы никогда не смирились с существованием социалистической Кубы, в 90 милях от своей территории, а также с потерей огромного «казино» и «борделя», где давно уже по традиции расслаблялись.

Как отмечает долголетний директор Иларан Владимир Давыдов, «Кубинскую революцию, постреволюционную историю страны невозможно понять без учета ее решающего фактора – реакции оскорбленного национального сознания. Не было никакого «экспорта революции». Она вызрела и реализовалась на собственной почве. И в этом, наверное, одно из важных объяснений жизненно стойкости той общественной системы, которая была создана этой революцией» [2, C. 4].

Борьба за Кубу стала важнейшей стратегической картой в геополитике США, причем, важнее было ликвидировать пример, который Остров Свободы подавал всем странам Латинской Америки. Под реальной угрозой стала гегемония США на субконтиненте. В своей политике в отношении Кубы, США преследовали две основные цели:

  1. Дискредитация революции вообще и специально перед латиноамериканскими народами, которые оказались перед теми же проблемами, что и кубинский народ.
  2. Подготовка идеологической и психологической почвы для организации и проведения экономических, политических, дипломатических и военных акций, направленных против Кубы.

Так или иначе, в это время началось взаимное переплетение советских и кубинских культур, цивилизаций, образа жизни. Русский язык осуществил серьезное наступление в кубинскую образовательную систему. Куба превратилось в самую русскоязычную страну в Латинской Америке.

До конца распада СССР русский язык имел приоритетное положение в кубинском образовании. Этому способствали и взаимные визиты глав государств.

Лидер Острова Свободы Фидель Кастро посещал СССР в 1963, 1964, 1972 и 1985 годах. Со строны Советского Союза на очень высоком уровне Кубу в 1974 году посещал Леонид Ильич Брежнев, а в 1989 году - Михаил Горбачев.

В 1989 году коренным образом изменились внешние условия для развития страны. Политические процессы в Восточной Европе лишили Кубу исключительно важных политических и экономических партнеров. Они перестали покупать сахар, приостановили почти полностью торговлю, прекратили поставки нефти, технологий и запчастей для них. Гаване с этого момента, нужно было рассчитывать на себя. На Кубе был введен «особый период в мирное время». 

В стране, по советскому образцу, был установлен так называемый «бюрократический социализм». И поэтому, распад сначала социалистической системы, потом СССР, имели для Кубы самые тяжелые последствия. Страна потеряла основных экономических партнеров и финансовых спонсоров и перешла в самый тяжелый период своего развития, который характеризовался фактически военным положением. Тогда США воспользовались трудностями кубинского руководства, усилили политическое давление и ужесточили экономическую блокаду, пытаясь убрать Фиделя Кастро и его соратников из власти. Кубинцы в противостоянии с США могли рассчитывать только на себя.

На Кубе был подписан договор о сотрудничестве между папой Йоаном Павлом Вторым и Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. С деловым и дружественным визитом на Кубе были президенты Владимир Путин (в декабре 2000 года и в июле 2014 года) и Дмитрий Медведев. Кроме них Остров Свободы посетили Дмитрий Рогозин, Сергей Шойгу, Сергей Нарышкин.

В период с 20 по 22 марта 2016 года состоялся визит уже бывшего президента США Барака Обамы на Кубу. За 88 лет он стал первым американским президентом посетившим страну. Его встретили Рауль Кастро, первый заместитель председателя Государственного совета Мигель Диас – Канель, министр иностранных дел Бруно Родригес Париля, министр внешней торговли и иностранной инвестиции Родриго Мальмиерка, высшие партийные и государственные руководители.

Фидель Кастро уклонился от встречи с Бараком Обамой. Дал понять, что Куба является самодостаточной страной, в состоянии производить все необходимое для нормального функционирования государства и не нуждается в подарках, со стороны «империи» (как он называет северного соседа). По его мнению, кубинцы рассчитывают на свои достижения в сфере морали, науки, культуры. (Сам Барак Обама был вынужден признать успехи кубинских революционеров, в сфере образования и здравоохранения) [3].

В ходе деловой встречи были подписаны многочисленные торгово-экономические соглашения, но само торгово-экономическое эмбарго не было отменено. Американская делегация также отказалась обсуждать статус и будущее военной базы США в Гуантанамо. Во время «холодной войны» она сосуществовала рядом с советскими военными базами.

Один из результатов визита Обамы: расширение влияния английского языка, в ущерб русскому.

Русский язык является, согласно Конституции, государственным языком Российской Федерации.

Как пишет сайт Википедия:

«Русский язык - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Русский является также самым распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Число владеющих русским языком в России составляет 137,5 млн. человек (2010). Всего в мире на русском говорят около 260 млн. человек (2014) [4]».

По оценкам на начало июля 2017 года численность населения Земли превысила 7,55 млрд. человек [5].

В 2000 году российские государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования включали курс «Русский язык и культура речи» в качестве федерального компонента. С этого момента данный курс входит в учебные программы независимо от профиля подготовки: гуманитарного или инженерного, для представителя точных или естественных наук. Это значит, что выпускникам вуза после его окончания, предстоит общаться на этом языке как минимум в публичной сфере (с работодателями, коллегами, клиентами, органами власти), читать законы и инструкции, получать и формировать разнообразные сообщения.

По данным переписи населения России 2002 года, на русском языке в той или иной мере говорят 98% жителей. Более половины из них не имеют высшего образования. Для 80% россиян русский язык является родным, к тому же, начиная со средней школы, он выступает в качестве единственного языка обучения в большинстве государственных образовательных учреждений [6, c. 6-10].

Интересно проследить тенденцию развития системы преподавания русского языка за рубежом, например, в Республике Куба. Туристы, узнав что-то о государственном языке страны, садятся за учебники испанского и пытаются выучить хотя бы основные фразы и выражения. Однако, на Кубе живут люди, которые учились в Советском Союзе и знают русский.

Спрашивая у кубинцев, какой язык на Кубе они учили в школе, в ответ чаще всего можно услышать, что английский. Хотя на практике оказывается, что они не понимают даже основных слов, таких как «Hello», «Yes» и «No»[7].

Русский язык уверенно возвращается на Кубу. Примером того стало событие 30 мая 2016 года, когда первый заместитель Председателя Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Мигель Диас-Канель Бермудес посетил Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. В состав кубинской делегации также вошли заместитель министра иностранных дел Кубы Рохелио Сьерра Диас, Посол Республики Куба в России Эмилио Ратмир Лосада Гарсия  и другие официальные лица.

Посещение Института Пушкина состоялось в рамках официального визита в Россию. В ходе визита господин Мигель Диас-Канель Бермудес уже провел переговоры с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, встретился с Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым, Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

В Институте Пушкина кубинскую делегацию встречали заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Маргарита Русецкая, президент Института Пушкина Виталий Костомаров, а также Юрий Вьюнов – директор филиала Института Пушкина, который действовал на Кубе в советское время и подготовил более 350 тысяч выпускников.

В 2015-2016  учебном году в России за счет госбюджета РФ обучалось 86 кубинских студентов. Как отметил Вениамин Каганов, Министерство образования и науки РФ планирует открыть центр русского языка на Кубе, для кубинской стороны было предложено сделать доступным изучение русского языка в некоторых школах, что послужит расширению базы для будущих студентов и преподавателей. Мигель Диас-Канель Бермудес поддержал идею включения русского языка в учебные планы одной или нескольких школ Гаваны [8].

Второй визит в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина официальная делегация Республики Куба совершила 11 июня 2016 года. Делегацию возглавил заместитель министра высшего образования Оберто Сантин Касересом. В составе кубинской были специалист по международным отношениям Министерства высшего образования Республики Куба Барбара Елена Карелл Фуре и советник Посольства Республики Куба в РФ Натача Диас Агилера.

Высоких гостей встречали заместитель директора международного департамента Министерства образования и науки РФ Александр Русинов, ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая, проректор по учебной работе Елена Колтакова, советник по внешним связям Виктория Костева, профессор Олег Радченко. Темой встречи стало развитие договоренностей о сотрудничестве в сфере образования, достигнутых в ходе предыдущей встречи.

Оберто Сантин Касерес в своем выступлении подчеркнул высокую заинтересованность в открытии кафедры русского языка Института Пушкина в Гаванском университете, подготовке преподавателей русского языка. Господин Касерес отметил высокий научный уровень института  и заявил о необходимости взаимного обмена в сфере методик преподавания, совместных исследований, публикаций, культурных и научных мероприятий.

Ректор Маргарита Русецкая выступила с предложением привлечь для работы на кафедре кубинских преподавателей русского языка, которые в свое время получили образование в СССР или обучались в филиале Института Пушкина на Кубе в советское время. Была рассмотрена возможность педагогических обменов между Россией и Республикой Куба. Кубинские преподаватели смогут приезжать в Россию, чтобы обучать студентов испанскому языку и одновременно изучать методику преподавания русского языка как иностранного; преподаватели испанского языка ведущих российских вузов – проходить стажировку в Гаванском университете и преподавать там русский язык как иностранный [9].

Открытие кафедры Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина в Гаванском университете было запланировано на  сентябрь-октябрь 2016 года в рамках работы межправительственной российско-кубинской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Смерть Фиделя Кастро (годы жизни 13.08.1926-25.11.2016)  послужила катализатором обострения международных отношений. Его жизнь останется в мировой истории ярким примером беззаветной преданности идеям революции.

2017 год стал определяющим для будущего Кубинской Революции и взаимоотношений Республики Куба с внешним миром, в том числе в свете налаживания взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией.

III Форум ректоров университетов России и Кубы в Гаване завершился 23 мая 2017 года подписанием ряда договоров и меморандумов.

Главы 44 ведущих вузов Российской Федерации и Кубы, наряду с их заместителями и чиновниками обсуждали интересующие обе стороны вопросы, в целях разработки совместных линий сотрудничества и создания сети высших учебных заведений острова и РФ.

Открыл Форум возглавляющий кубинскую делегацию Хосе Рамон Саборидо Лой (министр высшего образования Кубы). Он зачитал отчёт кубино-российской кооперации в сфере высшего образования. В нём особый акцент был сделан на формировании человеческих ресурсов в СССР, где получили образование, в том числе высшее, 21 тыс. 514 кубинцев. 16 тыс. 372 человек окончили разные вузы на территории Советского Союза. Из них 3 тыс. человек окончили аспирантуру.

Интересный факт, отметил в своём выступлении глава российской делегации, академик Виктор Садовничий (ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова), который напомнил, что 21 мая 1963 года лидер кубинской революции Фидель Кастро посетил МГУ.

С 1993 года, каждые три года подписываются разные договорённости о межуниверситетском сотрудничестве, а Российская Федерация предоставляет Кубе сто стипендий. В 2016 году их количество составило 110.

Существует перспектива открытия научно-образовательного отдела МГУ и Кафедры русского языка технического профиля Казанского федерального университета (КФУ) в Педагогическом Университете им. Энрике Хосе Вароны, которая присоединится к открытой в понедельник Кафедре Института Пушкина, на Факультете иностранных языков Гаванского университета.

Было предложено организовать на Кубе языковую подготовку кандидатов на стипендии, предлагаемые Россией, создание проектов, включающих старшее поколение абитуриентов советских вузов.

Была высказана идея о проведении встречи выпускников российских учреждений в рамках конгресса «Университет-2018». Академий Садовничий внёс  предложение провести следующий, IV Форум, в Москве, в рамках Фестиваля науки 2018 года. Также создать Ассоциацию ректоров Кубы и России, которые взяла бы ответственность за совместное сотрудничество.

Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета (РГСУ), была удостоена звания приглашенного профессора Университета Гуантанамо (УГ), с которым РГСУ ведёт плодотворное сотрудничество с прошлого года, когда в восточной провинции была создана российско-кубинская кафедра.

Починок и ректор УГ д-р Альберто Турро Брефф, обменялись грамотами.

Согласно данным Марии Виктории Вийявисенсио Пласенсии, главы Международных отношений МВО Кубы, подписали соглашения, с российской стороны МГУ, Университет дружбы народов, ГРСУ, Тихоокеанский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет.

С кубинской, договорённости были достигнуты Университетами Гаваны, Информатики, Артемисы, Гуантанамо (с наибольшим количеством), Санкти-Спиритус, Аграрным, Камагуейя, Ольгина и Высшим институтом иностранных дел [10].

ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» ведет активную работу по налаживанию взаимодействия с Республикой Куба.

Список литературы

  1. 50 лет со дня гибели Че Гевары. Фоторепортаж // Газета.ru. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/photo/50_let_so_dnya_gibeli_che_gevary.shtml, свободный (Дата обращения: 09.10.2017).
  2. Владимир Давыдов. 50 лет Кубинской революции. (Круглый стол в ИЛА) // Латинская Америка. – 2009. - № 6. – М.: ИЛА РАН. Режим доступа: www.granma.cu/mundo/2016-03-28/articulo-de-fidel-reccore-el-mundo-2016-03-28-22-03-00, свободный (Дата обращения: 28.03.2016).
  3. Русский язык // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_язык, свободный (Дата обращения: 08.10.2017).
  4. World Population Prospects The 2017 Revision. Key Findings and Advance Tables. United Nations: New York. -2017. – Режим доступа: https://esa.un.org/unpd/wpp/Publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf, свободный (Дата  обращения: 08.10.2017).
  5. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; Юрайт-Издат, 2010. 358 с. - (Основы наук).
  1. Какой на Кубе язык. – Режим доступа: http://tursovety.ru/sovety-po-kube/kakoy-yazyk-na-kube.html, свободный (Дата  обращения: 23.11.2016).
  2. Русский язык возвращается на Кубу. – Режим доступа: http://www.pushkin.institute/news/detail.php?ID=4806, свободный (Дата обращения: 23.11.2016).
  3. Кафедра русского языка Института Пушкина откроется в Гаванском университете.   – Режим доступа:  https://pushkininstitute.ru/news/1113, свободный (Дата  обращения: 23.11.2016).
  4. III Форум ректоров университетов России и Кубы. – Режим доступа: http://www.novosti.acn.cu/куба/1948-iii-форум-ректоров-университетов-России-и-Кубы, свободный (Дата обращения: 08.10.2017).
 

КРЫЛАТАЯ ФРАЗА «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» КАК ФИЛОСОФИЯ «МИМОЛЁТНОЙ» ЖИЗНИ И ОПРАВДАНИЯ ПОСТУПКОВ

Обложка 17Егорушкин Валерий Алексеевич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ректор, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск, Россия

Карелл Фуре Барбара Елена, доктор филологии, профессор, Гаванский университет, Гавана, Республика Куба

Рафиенко Евгений Николаевич, младший научный сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности и международного сотрудничества Регионального отделения ДОСААФ России Брянской области, Брянск, Россия

Новиков Михаил Михайлович, кандидат сельскохозяйственных наук, начальник отдела международных проектов, Брянский государственный инженерно-технологический университет, Брянск,  Россия

Савин Алексей Валерьевич, генеральный директор ООО «Филология-Глобус», Брянск, Россия

Аннотация.

Принцип «здесь и сейчас» сегодня стал очень популярен в обществе. В статье рассматриваются значения слов, составляющих фразу с точки зрения проблематики филологии и философии жизни.

Ключевые слова.

Русский язык, «здесь и сейчас», филология, культура речи, правописание, поэзия, крылатые фразы и выражения, словари.

В бытовом мировоззрении человека фраза «Здесь и теперь» (или «Здесь и сейчас») стала очень популярной. В полной версии её текст звучит так: «Сейчас нет времени… Завтра не будет сил… А послезавтра - не будет нас… Ничего не откладывайте… Живите здесь и сейчас [1].»

Фраза интересна как с точки зрения проблем истории и политологии, философии и педагогики, так и с точки зрения вопросов филологии.

Интернет-версия «Латинско-русского и русско-латинского словаря крылатых слов и выражений» (Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской. - М. : Русский язык, 1982) толкует данную фразу с латинского языка «Hic et nunc» (т.е. «Здесь и сейчас») как понятия «тут же», «немедленно» [2].

Web-cайт Википедии сообщает о том, что термин «здесь и сейчас» - это «характеристика отношения субъекта и пространства и времени». Он используется в буддийской медитации и буддийском мировосприятии. В средневековой философии и логике понятие «здесь и теперь» противопоставлялось понятию «везде и всегда» [3].

В трудной жизненной ситуации имеет смысл сосредоточить свое внимание только на том, что можно решить здесь и сейчас. Термин «здесь и теперь» очень популярен. Он используется в психодраме, гештальттерапии, клиентцентрированной психотерапии, недирективном гипнозе и НЛП  (нейролингвистическое программирование – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приемы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций) [4].

С помощью Интернет-ресурса «Все словари» можно по отдельности рассмотреть составляющие слова указанной выше фразы. Например, «Толковый словарь русского языка» информирут о следующем [5]:

- Здесь - нареч. 1. В этом месте, тут. Здесь в прошлом году затонул пароход. Здесь всё то же, то же, что и прежде. Ахматова. 2. В этом городе (надпись в адресе). 3. перен. При этом случае, в это время (книжн.). Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что и отвечать. Гоголь. 4. перен. В этом деле, обстоятельстве и т. п. Ну, что ж, ничего, ничего, здесь нет ничего такого. Гоголь.

- Сейчас - нареч. (из "сей" и "час" в старин. знач. время). 1. Очень скоро, немедленно, Сразу. Сейчас приду. Мы пойдем сейчас же после обеда. Вот кончается улица, сейчас будет приволье глазам. Гончаров. 2. Сразу, с первого взгляда (разг.). Сейчас видно, что умный парень. || Тотчас же, непременно (разг.). Языком мы с ним города берем, а подойдет дело, сейчас и отлынивать. Мельников-Печерский. 3. В настоящее время, теперь. Сейчас они живут хорошо. Сейчас я занят, подождите. Мысль сейчас мелькнула. Чехов.

«Словарь синонимов» даёт такие варианты значений [5]:

- Здесь - здесь на этом месте, в этом месте, после этого, тогда, тут. Ant. там.

- Сейчас - сейчас безотлагательно, немедленно, теперь, в тот же миг, неотложно, без дальних разговоров, не откладывая, в ту же минуту, не долго думая, без дальних слов, не раздумывая, без лишних разговоров, немедля, незамедлительно, неотлагательно, вот-вот, без задержки, на днях, безотложно, в ту же секунду, тотчас, скоро, разом, нынче, ныне, теперича, не теряя времени, тут же, оглянуться не успеешь, нонче, сразу, ща, в данный момент, тотчас же, сегодня, днесь, только что, ноне, уже, без промедления, без лишних слов, спешно, враз, не тратя времени, сейчас же, в настоящее время, мгновенно, сей же час, сию минуту, сию секунду, в эту пору, в самом непродолжительном времени,  в настоящий момент, в данное время, сразу же, в скором времени, срочно и др. Ant. тогда.

В Интернете есть публикация, автор которой задаётся вопросом: как правильно писать «здесь» или «сдесь»? Он рассуждает так [6].

Правила русского языка должны знать все. Но иногда бывает так, что человек в силу каких-то обстоятельств не может запомнить, как правильно писать  простое, на первый взгляд, слово «здесь». Конечно, если использовать компьютерную программу Word, то она подчеркнёт неправильно написанное слово. Но как быть в том случае, когда слово приходится писать на бумаге или в сообщениях?»

Некоторые пишут слова так, как их слышат. Если произнести слово «здесь», то первая услышанная буква будет именно С. И это тоже огромная ошибка. Тем более писать слова так, как они слышатся, а не по правилам.

Многие считают, что первая буква в этом простом слове является приставкой. То есть слово пишется как «сдесь» и первая буква С – это приставка. При этом они прекрасно помнят, что в русском языке нет приставки З, а значит, правильно это слово пишется только как «сдесь». И это огромная ошибка, которую срочно надо исправить.

Дело в том, что в слове «здесь» (именно так оно правильно пишется), то есть через букву З, нет приставки. Здесь нет ни суффикса и ни окончания. Это слово имеет только один корень. А так как в слове «здесь» нет приставки, то и правило на это слово не распространяется.

Впрочем, чтобы проще всего было запомнить, как правильно писать слово  «здесь» стоит запомнить и другое правило. Такие слова, как «здесь», «здание» и «здоровье» тоже пишутся только с буквы З и у них тоже нет и никогда не было приставки С.

Но как бы это парадоксально не звучало, некоторые люди считают, что первая буква в слове «здесь» — это приставка. Пишут-то они это слово правильно, но вот руководствуются правилом, которое сюда совершенно не подходит.

Это правило гласит: если корень начинается со звонкой согласной, то приставка должна заканчиваться тоже звонкой буквой. Например, слова  «безграничный» (тут звонкая Г в начале корня, а значит, приставка заканчивается на З) и «беспричинный» (если глухая П в начале корня - в конце приставки ставится глухая С).

Что же касается слова «здесь», то буква Д – это начало корня, а так как эта буква звонкая, то и приставка (а это буква З), тоже должна быть звонкой. Но это правило к этому слову применить нельзя, так как мы помним, что слово  «здесь» состоит только из одного корня.

Как понять, есть ли в слове «здесь» приставка или её нет? Как писать правильно «здесь» или «сдесь»? Хочу привести ещё одно доказательство того, что в слове «здесь» нет приставки, и никогда не было. Давайте для примера рассмотрим слово «уехал». Если мы отделим от него приставку (буква У), то останется слово «ехал». Такое слово в русском языке есть. То же самое касается и любого слово с приставкой – сделал (делал), зашёл (шёл), выкосил (косил).

А теперь давайте у слова «здесь» уберём ту самую мнимую приставку З. Или у слова «сдесь» уберём приставку С. Что мы получим? Непонятно слово «десь». Что оно обозначает – мало понятно. Вот и получается, что у слова «здесь» нет приставки. А значит, писаться оно должно только с буквы З. Если слово написано с буквы С, то это уже считается ошибкой.

О происхождении слова «здесь» «Этимологический словарь русского языка» Интернет-проекта «Все словари» сообщает следующее [5]:

Здесь - диал. зде́ся, также зде; зди, олонецк. (Кулик.), др.-русск. сьде, сдѣ и сьдесе (Ипатьевск. летоп., грам. 1378 г.; см. Срезн. III, 879; др. примеры у Шахматова, Очерк 137), ст.-слав. сьде ἐνταῦθα (Клоц., Супр.), словен. zdè, чеш. zde, zdese (Зубатый, LF 36, 335). Праслав. *sьde "здесь" образовано от местоим. sь (см. сей), как где от *kъde – из вопр. местоим. kъtо. По диалектам -де изменилось в -дѣ под влиянием окончания местн. п. ед. ч. Форма *сьде была усилена присоединением част. -се "ессе" (см. се); в историческую эпоху -се ослаблено в -сь; см. Соболевский, Лекции 95; Преобр. I, 248; Мi. ЕW 205. Образование зде́шний аналогично дома́шний, вчера́шний; ср. цслав. Сьдещьнъ .

Автор вопроса о грамотном правописании слова «здесь» даёт для него такое толкование происхождения. Он объясняет так.

Это простое слово имеет свою собственную историю. Так, например, в летописях, которые датированы 15 веком, можно встретить слово «сьдесе», которое и стало прародителем хорошо знакомого нам слова «здесь». Что же обозначает это слово, если разобрать его по кусочкам?

  1. Первые две буквы – СЬ – означают «сей» или «этот».
  2. Третья и четвёртая буквы – ДЕ – означают «где» или «место».
  3. И, наконец, последние две буквы СЕ означают «сей».

Первые две буквы этого слова постепенно превратились в одну букву З, так как именно таким образом их было проще всего произносить. Третья и четвёртая буквы никуда не делись, то есть ДЕ как было, так и осталось. А вот усиливающая частица СЕ постепенно превратилась в СЬ. Так и получилось такое простое и понятное слово здесь, которое многие, к сожалению, пишут с ошибками.

Сегодня слово «здесь» – это неизменяемое наречие. Его нельзя склонять по падежам, числам, временам или лицам. Но от него можно образовать несколько словоформ, например, «здешний» или «нездешний». Синонимом слова здесь можно считать слово «тут» [6].

Постараемся понять, как повлияла эта фраза на другие крылатые фразы и саму жизнь человека.

Очень метко отразил суть письменной и устной речи поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Слова». Он отметил в 1956 году [7]:

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева. 

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

 Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

 Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу…

О смысле жизни и о сути фразы «здесь и сейчас» люди задумывались давно. Приведем лишь некоторые из изречений известных и неизвестных авторов [8]:

- Мы не знаем, что будет завтра. Пусть оно просто будет. И пусть в нем будут все те, кто нам дорог. (Автор неизвестен).

- Действуй сейчас! Вчера уже нет, а завтра может и не настать. Выбор за тобой. (Автор неизвестен).

- Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра.  (Марк Твен).

- Сейчас я прислушиваюсь только к чувствам, которые переживаю в настоящем, никаких оглядок назад и бросков в будущее. Завтра будет завтра. (Эльчин Сафарли).

- Любите друг друга сейчас, другой жизни не будет. (Омар Хайям).

- Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра. (Конфуций).

- Здесь и сейчас — лучшее время. Не мечтай о более подходящем времени. (Шри Чинмой).

Блогер под ником Хранительница 26 сентября 2013 года опубликовала на Интернет сайте стихотоворение «Жизнь нам дана лишь раз» Любови Сабеевой:

На любовь, отвечу я любовью

 Жизнь нам, всего лишь раз дана…

А на боль?.. Зачем же новой болью?

В мире, без меня хватает зла…

 Не приемлю глупого злословия

 Права не дано нам осуждать…

В этой жизни есть одно условие-

Ближнему старайтесь помогать…

Если друг случайно оступился,

Руку протяни, забудь и не кори…

На добро, кто в жизни не скупился

 Боже, ты того благослови [9]!

Как отмечает еще один блогер Интернета, Блондинка Наташа:

 «…”Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит... и тогда счастье само найдет тебя…” “Ничего не откладывайте... Живите здесь и сейчас!!!!” Кто сказал? Не знаю! Это очень совпало с моим девизом по жизни в последнее время! Подумалось... а кто-то не успел уже сказать важные слова дорогому человеку... а он ушел, кто-то сильно хотел изменить жизнь и прыгнуть в “последний вагон”, а поезд прошел мимо…  Реальная жизнь, не всегда и не совсем соответствующая вашим ожиданиям, “благополучно” уходит в прошлое, в блок воспоминаний.

Это как-то острее начинаешь понимать со временем, с возрастом... А если не хватит времени и сил сказать кому-то такие важные, согревающие слова. Не поленитесь, скажите лишний раз: “Мама, я тебя сильно люблю!”, “Папа, спасибо, за помощь!”, “Друг, ты как самое лучшее лекарство от хандры!”,  “Сын, горжусь тобой!”. Главное успеть! Найти время! Здесь и сейчас! [10]»

С автором этих строк нельзя не согласиться. С одной стороны, это как опаздать на поезд или самолёт, который ходит по расписанию. С другой стороны, это как успеть сделать удачный фотоснимок домашнего любимца, человека или события. И если, в первом случает, имеются шансы на самолёте или машине нагнать ушедший поезд, то, во-втором случае, описаны события, которые нельзя повторить постановочным дублем. Будет невозможно исправить цепочку событий, если кто-то дал другому человеку «поиграться» с огнестрельным оружием и кто-то «случайно» погиб. У кого тогда просить прощения за содеянное? Фраза «Здесь и сейчас» сыграет плохую шутку.

Иногда, не хватает «хорошей» инициативы и решительности. Очень важно сделать первый шаг. Например, есть в кино «Полёт Навигатора» сюжет, когда 12-летний Девид смотрит в подзорную трубу на красивую девочку, свою сверстницу, не решаясь с ней познакомиться. Отец ему даёт совет: «…Сделай первый шаг. Скажи: какой у тебя красивый велик. Если хочешь научиться плавать – надо прыгнуть в воду».

Только…. Только, как говорит герой отечественного фильма «Чародеи» «Главное, чтобы костюмчик сидел!». Главное знать меру - не перестраться и не лениться.

Логика фразы «здесь и сейчас» таит в себе скрытую угрозу для человека. Своими опасениями о ней в контексте положений буддизма и йоги, делится Web-сайт Антарика:

«Наверняка многие слышали фразу “жить здесь и сейчас”, но далеко не все понимают, что она означает. Некоторые думают, что восточные религии проповедуют беспечность, отсутствие планов на будущее и тотальную расслабленность. На самом деле это не верно. И если уж так рассуждать, то и Христос рекомендовал своим ученикам “будьте как дети”. Тем не менее, его действия, как и действия любого пророка любой религии всегда направлены на будущее. Так что же это значит – “жить здесь и сейчас”?

Наслаждение настоящим моментом вовсе не подразумевает беспечность и позицию “после меня хоть потоп”. Понятие “здесь и сейчас” скорее относится к медитативной составляющей человеческой жизни. Оно подразумевает самоощущение человека в данном моменте, то есть ОСОЗНАННОСТЬ [11]».

Еще один автор в Интернете еще в июне 2012 года высказал о фразе «здесь и сейчас» следующее:

«Последнее время народ просто обезумел от фразы “живи здесь и сейчас”. Все друг другу это предлагаю, советуют. Многие люди устраивают тренинги, чтобы обучить людей жить здесь и сейчас. Самое ужасное, что большинство на это ведётся, не заглядывая вглубь этого проклятия. Ведь мало кто задумывается над тем, что стоит за этими словами. Людей просто призывают прекратить анализировать ошибки прошлого и запрещают планировать будущее. Банально – это призыв жить сегодняшним днём.

Пример: человек полгода проработал на севере, заработал солидную сумму денег. Вернулся домой и тут ему предлагают жить здесь и сейчас. Он соглашается. Собирает друзей в кабаке, потом азартные игры, ночные клубы и так далее и тому подобное. И вот результат, то что он зарабатывал полгода исчезло за полнедели. Он опять уезжает на полгода на север, возвращается с деньгами домой, а ему ещё раз предлагают жить здесь и сейчас, и всё пошло по старому. А третий раз его уже не приняли на работу на север и человек остался и без работы и без средств к существованию. В первый раз его ошибка была в том, что человек не запланировал своё будущее, не вложил эти деньги в себя, пройдя тренинг по получению новой специализации, не отложил деньги в банк под проценты и не вложил эти деньги в то, что со временем ему принесло бы дивиденды. Он всё спустил. Во второй раз ошибка повторилась и добавилась новая, он не извлёк урок из прошлого. Это банальный пример одного обычного человека.

Теперь пример людей, который нам этот лозунг и всучили, чтобы мы не думали о будущем. Владельцы фабрик, заводов и корпораций уже давно так живут, они вообще не думают о будущем. Сливая химические и токсичные отходы в окружающую среду, они либо не думают, либо не хотят думать, что

Земля круглая, и что то, что дни живут на одном материке, а природу уничтожают на другом, это их никак не коснётся. Может их это и не коснётся, возможно, им повезёт и это не коснётся их детей, но вечно им везти не будет, и за их жизнь здесь и сейчас будут расплачиваться их внуки и правнуки.

Наверное, поэтому, красивые слова “живи здесь и сейчас”, являются самым опасным проклятием. Оно запрещает нам думать, анализировать и планировать. Превращая в бездумных амёб.

Гораздо сложнее в нашей жизни находить хорошее в плохом и не искать плохое в хорошем. На мой взгляд, искать хорошее в плохом и не искать плохое в хорошем, гораздо сложнее, но тем не менее интереснее и полезнее, чем тупо жить одним днём как все окружающие нам это советуют [12]…»

Еще одним вариантом «плохого» правоприменения фразы «здесь и сейчас», можно найти в сценарии драматической сказки Самуила Яколевича Маршака «Двенадцать месяцев»,  написанной в 1942-1943 годах для  МХАТа. Произведение было поставлено в Московском ТЮЗе в 1947 году, во  МХАТе  в  1948 году. В сказке тесно переплетаются «лень элементарная» молодой Королевны и принцип «здесь и сейчас» в рамках государственного управления. Ей требуется принимать скорополительные решения, не задумываясь об их реальном смысле. Решает судьбу человека не по сути, а по лени.

КАРТИНА ВТОРАЯ

Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние порты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор

     Травка зеленеет,

     Солнышко блестит,

     Ласточка с весною

     В сени к нам летит!

 Королева. Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не...

 Входит Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать "зенелеет". Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать...

Королева. Опять начертать!

Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо "казнить", либо "помиловать".

Королева (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу "казнить" - это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!

Королева. О чем это вы?

Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать "кознить", что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и все-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь [13]...

В приведенном выше примере, действие понятия «здесь и сейчас» накладывается на фразу «лень – двигатель прогресса». Профессор надиктовывает Королевне стихи А.Н. Плещеева - «Травка зеленеет» [14]. Казалось бы, для человека наделённого властью нужно думать о сути обвинений и содеянного человеком, а уже потом накладывать свою высочайшую резолюцию. Но в данных условиях, Канцлер стоит над душой и требует дать ответ, словно требуется поставить какие-нибудь знаки препинания в классической фразе «казнить нельзя помиловать».

Список литературы

  1. Жемчужины мысли – Режим доступа:  http://www.inpearls.ru/702368, свободный (Дата обращения: 08.10.2017).
  2. «Здесь и сейчас». Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений // Словари и энциклопедии на Академке. – Режим доступа:  https://dic.academic.ru/dic.nsf/latin_proverbs/3635/%d0%97%d0%b4%d0%b5%d1%81%d1%8c, свободный (Дата обращения: 08.10.2017).
  3. Здесь и теперь // Википедия – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Здесь_и_теперь, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  4. Н.И. Козлов. Принцип «здесь и сейчас» и его применение // Психологос. Энциклопедия практической психологии – Режим доступа:   http://www.psychologos.ru/articles/view/princip--kav-zn-zdes-i-seychas-kav-zn--i-ego-primenenie, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  5. Все словари  – Режим доступа:  http://efremova.slovaronline.com/, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  6. Здесь или сдесь. Как писать это слово правильно? – Режим доступа:  http://rupoem.ru/shefner/mnogo-slov-na.aspx, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  7. Вадим Шефнер. «Слова» // Русская поэзия. Стихи русских поэтов.  – Режим доступа:  http://rupoem.ru/shefner/mnogo-slov-na.aspx, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  8. Socratify.Net, Сократифай. 239 тыс. цитат и пословиц.   – Режим доступа:  http://socratify.net/quotes/neizvestnyi-avtor/250279, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  9. Хранительница, Любовь Сабеева 67. Жизнь нам дана лишь раз...// Жемчужины мысли. – Режим доступа:  http://www.inpearls.ru/564783, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  10. Блондинка Наташа  . Сейчас нет времени... Завтра не будет сил... А послезавтра - не будет нас // «Информационный портал КО44.РУ». Новости Костромы и Костромской области. – Режим доступа:  http://ko44.ru/blogs/item/7982-seychas-net-vremeni-zavtra-ne-budet-sil-a-poslezavtra-ne-budet-nas.html, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  11. Восточные течения. Жить здесь и сейчас // Антарика. – Режим доступа:  http://antarika.ru/zhit-zdes-i-seychas/, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  12. Живи здесь и сейчас. – Режим доступа:  http://www.volhv33.ru/blog/275-live-here-and-now, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  13. Самуил Яковлевич Маршак. Двенадцать месяцев // Библиотека Максима Мошкова. – Режим доступа:  http://lib.ru/POEZIQ/MARSHAK/p_dwenadcatxmes.txt, свободный (Дата обращения: 08.10.2017)
  14. Плещеев А.Н.  «Травка зеленеет» // Всё для весёлого праздника. – Режим доступа:  http://www.vampodarok.com/stihi/detskie/priroda/vesna/cont447.html, свободный (Дата обращения: 08.10.2017) 
   

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Егорушкин В.А., к.с.-х.н., доц., Новиков М.М., к.с.-х.н., ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», Брянск, Россия

Ясинов О.Ю., к.ю.н., Роева Н.Н., д.х.н., проф., Воронич С.С., к.т.н., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», Москва, Россия

Андреев В.В., Рафиенко Е.Н., Региональное отделение ДОСААФ России Брянской области 

Аннотация. В публикации рассматриваются вопросы, связанные с экологией городской среды, её влиянием на социально-бытовую и производственную сферы жизнедеятельности человека, состоянием окружающей среды, уровнем урбанизации городской среды обитания человека, оценкой экологического риска.

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии с целью привлечения внимания общества к вопросам экологического состояния страны.

 Главными задачами проекта являются: улучшение общих экологических показателей России, обеспечение экологической безопасности государства, привлечение граждан к сохранению природных богатств и развитие экологической ответственности общества [1].

Наиболее ярко экологические последствия хозяйственной деятельности человека проявляются на городских территориях. Этот поступательный процесс особенно ярко проявился в эпоху научно-технической революции. Если городское население Земли в 1800 году составляло всего лишь 3%, в 1900 году - 13,6%, то в 2000 году в городах мира проживала почти половина населения планеты.

Внешними и социальными чертами современного города являются многоэтажное строительство, широкое развитие общественного транспорта и каналов связи, превышение застроенной и замощенной частей территории над садово-парковыми пространствами.

В России определяющими признаками города являются: градообразующая функция, географическое положение, людность, административно-политические функции. Градообразующую функцию определяют элементы народного хозяйства, непосредственно вызывающие появление новых городов или развитие существующих. Это предприятия и учреждения, имеющие народно-хозяйственное и государственное значение: промышленные, энергетические, сельскохозяйственные предприятия (за исключением предприятий, обслуживающих только жителей данного населенного места); устройства внешнего транспорта (здания и сооружения), административно-политические, военные, общественные и культурно-просветительные учреждения, значение которых выходит за пределы данного населенного пункта; научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения; строительно-монтажные и проектно-изыскательские организации; лечебные, оздоровительные учреждения, имеющие общесоюзное, областное и районное значение. Город выполняет преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в зависимости от численности населения, города классифицируются:

  • на сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);
  • крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн. человек);
  • крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. человек);
  • большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
  • средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);
  • малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек).

Городское население проживает в городах и поселках городского типа. Сельское население - в сельских поселениях: селах, станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах, стойбищах, заимках. Рост городского населения происходит в основном за счет оттока сельского населения в города. Демографический взрыв второй половины ХХ века вызвал ускорение темпов роста городского населения во всем мире.

За последние 50 лет численность городских жителей возросла с 734 млн. до 2820 млн. чел., то есть увеличилась в 4 раза, а их доля в общей численности населения возросла с 29 до 47%. Доля городского населения в Европе за 1950...2000 года возросла с 56% до 79%. Для стран Латинской Америки темпы роста городского населения составили в среднем 2,9% в год. Особенно интенсивно процессы урбанизации протекают в развивающихся странах.

За вторую половину прошедшего века городское население России увеличилось на 25%. В настоящее время в Российской Федерации, при общей численности населения около 146 млн. человек, в городах и поселках городского типа проживает 106 млн. человек (73%), причем города занимают всего 0,3% территории страны.

Для современного этапа характерна трансформация крупных городов в форме городских агломераций.

Городская агломерация - это пространственно- и функционально-единые группировки поселений городского типа, составляющие общую экологическую и социально-экономическую среду. Агломерация в пределах страны или региона характеризуется прочными функциональными связями, сформировавшимися в результате производственной деятельности и производственных отношений. Основу территориальной структуры агломерации образует опорный каркас - центральный город и радиальные транспортные магистрали, которые связаны с зоной городов-спутников. Зоны городов-спутников охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающиеся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения, густоте сети дорог и населенных пунктов.

Различают два типа агломераций: конурбацию (группа близко расположенных и связанных между собой городов, образующих единое целое благодаря экономическим и культурно-бытовым связям, общим крупным инженерным сооружениям (транспорт, водоснабжение), характеризующаяся непомерно высокой скученностью населения. Примером может служить Лондонская, Японская, Московская конурбации и др.) и мегаполис (крупная городская агломерация, включающая многочисленные городские поселения, т.е. многофункциональное соединение ряда городских агломераций). Мегаполисы по сравнению с конурбациями характеризуют качественно иной пространственный уровень развития территории. Они занимают огромные площади; не являются территорией сплошной застройки (обычно под городскими видами пользования землей занято от 1/5 до 1/4 их территории); естественные ландшафты, сельскохозяйственные площади, рекреационные зоны, присутствующие в мегаполисе, дробятся городскими видами землепользования и не могут сохраняться в длительной перспективе. Основными чертами мегаполиса являются:

  • линейный характер застройки, вытянутой вдоль транспортных магистралей;
  • общая полицентрическая структура, обусловленная относительно близко расположенных друг к другу крупных городов;
  • нарушение экологического равновесия между городской и природной средой.

Крупнейшие агломерации мира достигли численности в 16 млн. человек и более- это агломерации Мехико, Сан-Паулу, Шанхай и др. В нашей стране развитие агломераций идет более медленными темпами, крупнейшие из них: Московская - 13,5 млн. и Санкт-Петербургская - 5,5 млн. жителей.

В последние 100 лет развитие городов происходит преимущественно в сторону мегаполизации, что предопределяет негативное воздействие селитебных территорий на природные комплексы и биосферу в целом.

Территориальное формирование городов осуществляется за счет естественного прироста населения, его миграции, административных преобразований (включение в состав города пригородных поселений, территорий иного землепользования). За счет территориального роста городов и возрастания числа агломераций увеличиваются площади урбанизированных территорий. Усиливается их влияние на прилегающие районы и природную среду всей планеты. Крупный город изменяет все компоненты природной среды - атмосферный воздух, почву, растительность, поверхностные и подземные воды. Он преобразует ландшафты, воздействует на рельеф, грунты, гидрологическую сеть, климат, способствует изменению биохимических циклов Земли. Таким образом, урбанизация способствует возникновению не только локальных, местных, региональных, но и глобальных экологических проблем.

Город также является и специфической средой обитания человека, которая включает все внешние по отношению к человеку или обществу объекты, обеспечивающие условия его существования и оказывающие на него то или иное влияние.

Окружающая среда города (или городская среда, урбанизированная среда) - это часть географической оболочки, ограниченная территорией, занятой городом, его пригородами и связанными с ними инженерными и транспортными сооружениями. Городская среда включает в себя природные и искусственные компоненты, а также людей, их социальные группы и подразделяется на физическую (абиотическую), биотическую, искусственную техногенную, искусственную духовно-культурную и социально-психологическую среду. При этом, социально-психологическую среду обитания составляют люди, объединяемые в половозрастные, психологические, социальные, профессиональные и этнокультурные группы.

Экология городской среды как отдельное научное направление получила своё активное развитие в последние десятилетия. Она представляет собой комплексную дисциплину прикладного характера, научные основы которой составляют ряд отдельных дисциплин. Объединяет знания градостроительных наук, наук о Земле, географических, медико-биологических, социально-экономических и технических наук; включает вопросы градостроительной экологии, агроэкологии, инженерной экологии, экологии автотранспорта, экологического права, социальной экологии и других сфер жизни.

Городская среда представляет собой совокупность таких объектов, как химическое, физическое и биологическое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и растительного покрова. Отдельной проблемой является удаление и переработка городского мусора и отходов производства. В процессе развития городов возникают природно-техногенные опасности для геологической среды (подтопления, карстово-суффозионные провалы, техногенные физические поля) [2].

Известно, например, что строительство нового торгового центра в Володарском районе Брянска привело к подтоплению близлежащих домов подземными водами, что вызвало конфликт интересов. Спорные вопросы возникли при возведении жилого комплекса на ул. Флотской в Бежицком районе. В г. Брянске неоднократно возникают споры вокруг сноса зданий, спила деревьев, полигона твёрдых бытовых отходов и прочие. Таким образом, проблематика экологии городской среды тесно переплетается с социальной проблематикой.

Территориальный рост городов, увеличение числа агломераций, появление огромных урбанизированных районов с высокой плотностью населения – создают всё больше  предпосылок новых экологических проблем.

Городская среда – это не просто место жизни человека, где он живёт, работает, отдыхает и спит, ссорится и мирится, общается со своими близкими и друзьями – это еще состояние и качество пищи, воды и воздуха.

Для оценки качества окружающей среды используют показатели, которые включают в себя различные иерархические уровни, включая окружающую природную среду, экологию, экологию человека и здоровье человека. Таким образом, формируются эколого-биологические риски, которые включают риски, приводящие к материальным повреждениям окружающей среды, биосферы, жизни животных и растений. Такие риски имеют преимущественно внешний характер, так как являются либо продуктом природных катаклизмов (вулканы, землетрясения, цунами, глобальное потепление, засуха и пр.), либо антропогенного характера, т.е., связанные с пагубной для природы деятельностью человека. К неблагоприятным антропогенным влияниям на окружающую среду, включая биосферу, относят техногенные загрязнения окружающей среды различными химическими токсическими веществами, способными накапливаться в почве и других природных резервуарах,  водных микроорганизмах, рыбе, растениях и пр. и распространяться с ними на большие расстояния. В конечном счете, представляя серьезную угрозу здоровью и жизни людей. Здесь могут быть приведены многочисленные примеры неразумной деятельности человека, приведшие к необратимым изменениям в окружающей среде.

Экологически обусловленные изменения здоровья могут быть общесоматическими (заболевания отдельных органов), так и специфическими, к числу которых относят онкологические заболевания и заболевания репродуктивной функции у женщин и мужчин. Преимущественно причиной этих заболеваний являются антропогенные факторы окружающей среды (химические канцерогены, радиоактивное излучение и ультрафиолетовое излучение).

Представляет особый интерес анализ экологически обусловленных изменений здоровья, имеющих наибольшее распространение и представляющих наибольшую опасность для здоровья нации. Такие экологически обусловленные изменения здоровья могут включать:

- острые отравления;

- хронические отравления, в том числе а) профессиональные интоксикации и клинические формы хронических интоксикаций в генеральной популяции б) доклинические формы хронических интоксикаций;

- хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ) в условиях хронического действия токсических веществ;

- злокачественные опухоли в генеральной популяции, экспонированной химическими канцерогенами;

- генетические повреждения, проявляющиеся в нарушениях генома, мутациях, снижении фертильности и рождении детей с уродствами;

- эмбриотоксические повреждения здоровья у новорожденных, которые были экспонированы химическими токсическими веществами в период внутриутробного развития, включая тератогенез.

Важное значение имеет оценка значения экологического риска - от точечного до глобального - вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенным или иным воздействием.

На территории России, отличающейся огромными размерами и, следовательно, чрезвычайным разнообразием природных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Основной ущерб обычно приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы и смерчи (14%), сели (3%). Большую угрозу представляют и землетрясения, которые время от времени происходят в Камчатско-Курильском, Прибайкальском и Северо-Кавказском районах. За год в стране случается от 350 до 400 таких неблагоприятных и опасных явлений, в результате которых часто возникают чрезвычайные ситуации [3].

Важнейшее значение для качества жизни оказывает состояние воздушного бассейна. Источниками его загрязнения являются промышленные предприятия, теплоэнергетический комплекс, автомобильный транспорт. Основной загрязнитель городской среды - автомобильный транспорт. Уровень автомобилизации в России достиг 200 автомобилей на 1000 жителей и продолжает быстро расти. Рост автомобильного парка практически не поддается управлению и контролю.

Экономический спад промышленности вызвал временное снижение загрязнения городской среды и экологической напряженности. Однако с развитием рынка, стабилизацией экономики и ростом автомобилизации уровень загрязнения городской среды будет возрастать, создавая опасность для здоровья и жизни населения.

Ухудшение экологической ситуации заставляет общество более серьёзно относиться к решению экологических проблем. В частности, в январе 2002 года принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно Закону, в образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию [4].

В связи с этим в настоящее время назрела необходимость в специалистах, способных всесторонне оценивать экологическую обстановку городской экосистемы; предлагать и обосновывать решения по снижению антропогенного воздействия урбанизации на природную среду; разрабатывать мероприятия по защите и восстановлению городских экосистем, созданию и поддержанию комфортной, экологически безопасной для человека среды жизни на урбанизированных территориях.

Изучение специфических подходов проблем экологии городской среды является важной составляющей при подготовке специалистов по естественно-научным специальностям в учреждениях высшего образования.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О годе экологии в Российской Федерации. URL: http://ecoyear.ru/about/ (дата обращения 10.05.2017).
  2. Хомич В.А. Экология городской среды: Учеб. пособие для вузов. Омск: Изд-во СибАДИ, 2002. C. 4-10.
  3. Прокопенко Ю.И. Риски России: экология и здоровье  / Ю.И. Прокопенко. М., 2015. –С. 9-15.
  4. Григорьева Е.Е., Челноков А.А., Ющенко Л.Ф., Саевич К.Ф. Экология городской среды. «Вышэйшая школа», 2015. C. 9-11.

 

Экология урбанизированных территорий. Материалы российско-китайской конференции ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2017

Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, д. 3. Тел. /факс: +7 (4832) 74-60-08, E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Обложка 16Егорушкин В.А., к.с.-х.н., доц., Новиков М.М., к.с.-х.н., ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», Брянск, Россия

Андреев В.В., Региональное отделение ДОСААФ России Брянской области, Брянск, Россия 

Ясинов О.Ю., к.ю.н., Воронич С.С., к.т.н., Роева Н.Н., д.х.н., проф., Зайцев Д.А., ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», Москва, Россия 

Аннотация. В статье представлен краткий анализ основных экологических проблем крупных урбанизированных территории, которые, в первую очередь, связаны с геолого-геоморфологическими условиями, нагрузками на ландшафт, водоснабжением, загрязнением атмосферы и использованием противогололедных реагентов.

В настоящее время одной из важнейших экологических проблем является создание полноценных систем мониторинга состояния объектов окружающей природной среды (ОПС), как в пределах урбанизированных городских территорий, так и за их пределами для организации постоянных наблюдений за перемещением загрязняющих веществ вследствие их ближнего и дальнего переноса с потоками воздушных масс.

Основным принципом построения таких систем является комплексность, основанная на анализе основных экологических проблем крупных городских агломераций, а также функционировании системы измерений параметров ОПС, объединенных в автоматические станции контроля и отбора проб воздуха, воды и почвы. Вследствие работы подобного механизма урбанизированные территории имеют возможность своевременно получить актуальную и полную информацию об изменениях в ОПС и определить целесообразность и приоритетность проводимых природоохранных мероприятий.

Остановимся более подробно на анализе основных экологических проблем городов, примерный перечень которых можно предстать следующим образом [1,2,7,8]:  

  1. Проблемы, определяемые геолого-геоморфологическими условиями:
  • сложные инженерно-геологические и геоморфологические условия; наличие на территории процессов эрозии, оползневых, карстово-суффозионных; активация этих процессов в связи с чрезмерными нагрузками на геологическую среду и нерациональными изменениями рельефа;
  • значительные изменения структуры водосборных бассейнов, условий денудации и стока, что вызывает подтопление, активизацию карстово-суффозионных процессов, оседание грунтов и разрушение инженерных сооружений;
  • формирование техногенных физических полей, изменения свойств литогенной основы (коррозионной живности, теплового поля, динамической устойчивости);
  • формирование геохимических техногенных аномалий с геопатогенными свойствами.
  1. Экологические проблемы, связанные с нагрузками на ландшафт:
  • деградация городского ландшафта;
  • деградация природного ландшафта в пригородной зоне из-за чрезмерной посещаемости лесных и рекреационных вон, добычи полезных ископаемых, отчуждения  земель под свалки, сельскохозяйственные угодья и дачные поселки;
  • недостаток земельных массивов и мест отдыха в городе;
  • болезни растений (в связи с изменением состава почв) и необходимость создания оптимального «городского» видового состава растительности;
  • проблема сохранения уникальных природных объектов.
  1. Проблемы, связанные с водоснабжением:
  • значительные изменения водного баланса (как в приходной, так и в расходной частях);
  • чрезмерная эксплуатация водных ресурсов и связанные с ней изменения гидрологической и гидрогеологической обстановки;
  • влияние искусственных водоемов на окружающую среду;
  • взаимовлияние хозяйственной деятельности на состояние поверхностных питьевых источников и охрана этих источников от загрязнения;
  • взаимовлияние поверхностных и подземных вод и изменения качества водоисточников.
  1. Экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы:
  • влияние атмосферных загрязнений на экологию человека, на состояние питьевых источников, растительности, на состояние зданий и сооружений;
  • «кислые дожди», «остров тепла», запыленность атмосферы и другие экологические проблемы.

В рамках данного вопроса стоит заметить, что прямые инструментальные измерения на организованных источниках загрязнения атмосферы являются наиболее эффективным способом выявления несанкционированных, залповых и аварийных выбросов (особенно в ночные часы), а также установления их качественного и количественного состава. Так, например, функционирующая в настоящее время в г. Москве, система наблюдений за стационарными ИЗА промышленных предприятий позволила установить, сколько и каких веществ ежегодно выбрасывается в атмосферу города (см. табл. 1).

Таблица 1 - Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников по административным округам города Москвы (т/год)

Округа

Показатель

в том числе:

в том числе:

Твердые ЗВ

Газообразные и жидкие ЗВ

Диоксид серы

Оксид  углерода

Оксиды азота

Углеводороды

(без ЛОС)

Летучие

органические соединения (ЛОС)

Прочие газообразные и жидкие ЗВ

ЦАО

48

4820

179

293

3576

9

520

243

САО

181

6065

1104

329

4349

42

145

96

СЗАО

36

3516

419

387

2565

27

63

55

СВАО

171

1740

48

576

814

46

189

67

ЮАО

119

12262

2633

1494

7756

23

263

93

ЮЗАО

11

3886

888

182

2744

13

51

8

ЮВАО

380

16830

8540

1329

3440

622

2759

140

ЗАО

116

7986

1685

478

5389

29

359

46

ВАО

176

7681

1770

512

4892

86

287

134

ЗелАО

7

933

0

295

565

3

19

51

ТиНАО

48

3902

24

734

339

2074

450

281

 

  1. Проблемы, связанные с использованием противогололедных реагентов (ПГР). Как известно, ПГР – жидкие, твердые и увлажненные смеси веществ – являются неотъемлемой частью зимнего содержания магистралей, дорог, улиц, площадей, проездов и иных объектов дорожного хозяйства. Обеспечение экологической безопасности при применении ПГР зависит от того, насколько детально и системно может быть проведена оценка их потенциального воздействия на человека и природные объекты [4-6].

При нормальных погодных условиях не должно наблюдаться поступление в атмосферу хлористых солей натрия, калия, качения, магния и формиатов калия и натрия, а также компонентов их возможной трансформации в виде аэрозолей и мелкодисперсной пыли при хранении, перевозке и использовании. Тем не менее, специфика движения воздушных масс над объектами дорожного хозяйства с интенсивными транспортными погонами в сочетании с экстремальными погодными условиями может обусловить вероятное атмосферное загрязнение и перенос солей на придорожные территории при обработке поверхности проезжей части. Также не исключено попадание ПГР в водные объекты хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования – подземные и поверхностные источники, используемые для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронич С.С. Мониторинг атмосферных загрязнений урбанизированных территорий. М: Наука, 2013. 127 с.
  2. Воронич С.С. Оперативный контроль атмосферных загрязнений локальных территорий г. Москвы: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.техн.наук: 03.00.16 / С.С. Воронич. М., 2006. 23 с.
  3. Воронич С.С., Гребенкин Н.Н., Роева Н.Н., Зайцев Д.А., Баранов А.Н., Пахомов Д.Е., Хлопаев А.Г. Современная концепция развития системы экологического мониторинга промышленных регионов России // Проблемы региональной экологии. №2 – 2016, стр.14-19.
  4. Воронич С.С., Роева Н.Н., Зайцев Д.А., Пахомов Д.Е., Хлопаев А.Г., Шадская Ю.С., Гребёнкин Н.Н., Баранов А.Н., Орловская О.А. Методология и принципы организации системы экологического мониторинга объектов окружающей природной среды (на примере города Москвы) // Экологические системы и приборы, 2016, №4, стр.3-14.
  5. Воронич С.С., Хлопаев А.Г., Шадская Ю.С., Роева Н.Н., Гребенкин Н.Н., Зайцев Д.А. Возможности современной системы  мониторинга атмосферных загрязнений урбанизированных территорий (на примере г.Москвы). Часть 1. Автоматизированные станции контроля загрязнений атмосферы и промышленных выбросов // Экологические системы и приборы, 2013, №1, стр.21-27.
  6. Воронич С.С., Хлопаев А.Г., Шадская Ю.С., Роева Н.Н., Гребенкин Н.Н., Зайцев Д.А. Возможности современной системы  мониторинга атмосферных загрязнений урбанизированных территорий (на примере г.Москвы). Часть 2.  Мобильные и стационарные экологические лаборатории // Экологические системы и приборы, 2013, №2, стр.9-16.
  7. Гребенкин Н.Н., Роева Н.Н., Воронич С.С., Зайцев Д.А. Основы количественного химического анализа объектов окружающей природной среды. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Франтера», 2016. 245 с.
  8. Роева Н.Н., Баранов А.Н., Гребёнкин Н.Н., Зайцев Д.А. Эколого-аналитический контроль атмосферных загрязнений. Рязань: Изд-во «РИД», 2013. 264 с.

 

Экология урбанизированных территорий. Материалы российско-китайской конференции ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2017

Россия, 241037, г. Брянск, проспект Станке Димитрова, д. 3. Тел. /факс: +7 (4832) 74-60-08, E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  

   

Страница 91 из 137

Авторизация