Размер шрифта

Герои Отчизны

 Герои Отчизны.  Первый в СССР дважды Герой Советского Союза - летчик Грицевец С.И.

  Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 6.[19] июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил              7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в «Льноторге», учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии.
       В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов.

       Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком — истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно — стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком — инструктором.

       В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Страна Советов официально не могла участвовать в той войне, поэтому все, кого туда направляли, официально были оформлены, как добровольцы, и брали себе подставные имена. Грицевец в документах значился, как Горевой. Имел позывные «Сергио» и «Командор Серж».

       Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 воздушных боях сбил 30 самолётов противника ( 6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов.

      22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза    и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец   никогда не имел из старшего он стал сразу майором ( 31 декабря 1938 г.).

           В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин — Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования.         26 июня 1939 года в районе озера Буир — Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.
         В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог                  ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это              был первый подобный случай в советской авиации.
         В небе Халхин — Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (10 лично и 2 в группе).   9 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени ( 1939 ) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).
         16 сентября 1939 г. Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым командир полка майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву «Т», стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.

       Военный летчик Сергей Грицевец не участвовал в Великой Отечественной войне. Но на Рейхстаге надпись с его фамилией была.          За  лучшего советского аса 30-х годов расписался его бывший однополчанин Петр Хара.

 

     

Авторизация